Кто такой суфлер в театре?
С французского «суфлер» переводится как «дуть» или «дышать». Так называют театрального работника, контролирующего соответствие репетиции и спектакля сценарному тексту, при надобности подсказывающего актерам реплики персонажей. Буквально суфлер — это подсказчик. Рабочее место — обычно суфлерская будка, находящаяся посередине сцены с незначительным возвышением над помостом. Чаще всего она формой напоминает морскую раковину. Если вы любите театр, театральное агентство Арт-Партнер приглашает к посещению современных спектаклей.
Требования к суфлерам
Профессия суфлера не кажется сложной. Работник просто зачитывает приглушенным голосом сценарный текст. В действительности профессия требует эрудированности, грамотности. Задача суфлера — не только подсказывать актерам реплики, но и корректировать словесные ошибки, например, неправильно проставляемые ударения. Суфлер должен иметь безупречную дикцию, здоровое зрение и острый слух. Но самое сложное — научиться говорить приглушенным голосом, наподобие чревовещания, чтобы речь слушали только актеры на сцене, но не зрители в первых рядах.
Личностные качества суфлера тоже важны. Он должен найти подход к актерам, иметь представление об особенностях их работы. У каждого артиста индивидуальное восприятие информации: одному достаточно услышать слово, чтобы вспомнить фразу, для другого требуется воспроизвести весь текст. Опытный суфлер воспроизводит фразу так, что зрители не догадываются, что пауза в репликах артиста связана не с сюжетным ходом, а с забытым текстом.
Современные суфлеры
Чтобы попасть на постановку с суфлером, сегодня можно купить билеты на спектакли в Москве лишь в трех театрах:
- Государственный академический Большой театр России;
- Государственный академический Малый театр России;
- МХТ имени Чехова.
Сегодня в театрах России работах около 30 суфлеров. В большинстве своем это бывшие артисты, по определенным причинам покинувшие основную профессию. Не нужно думать, что суфлерская деятельность несложная. В течение спектакля работник напряжен, сосредоточен, с предельным вниманием следит за актерами, чтобы не пропустить момент подсказки.
Современные суфлеры получают немного, это скорее подработка, чем полноценная работа. А в советское время эта театральная профессия считалась престижной, хорошо оплачивалась.
История профессии суфлер
Пик востребованности профессии припал на XIX век. Тогда театр был не столько учреждением искусства, сколько коммерческой организацией, направленной на получение максимальной прибыли. Для повышения прибыльности премьеры ставились одна за другой, по нескольку в месяц. Понятно, что при таком напряженном графике актеры не могли выучить сценарии. Поэтому наличие суфлера в театре было обязательным.
Суфлер присутствовал на репетициях, предваряющих премьеру. Он отмечал в сценарном тексте паузы, которые актеры делают по сюжету. Это было необходимо, чтобы понимать, где артист молчит по сценарию, а где забыл слова. Каждый работник придумывал свои метки, но общеупотребительными считались галочки: одна — непродолжительная пауза, три — продолжительная.
Суфлерская будка не всегда имела форму морской раковины. Она могла быть прямоугольной. Иногда будки в театре не было, суфлерам приходилось работать из-за кулисы, либо прятаться во время спектакля за статичными декорациями. Суфлерские будки представляли собой крохотную, обитую изнутри войлоком каморку, где умещался только работник на стуле. Туловище находилось под уровнем сцены, из будки торчали голова и плечи. Работать было крайне неудобно, вредно для здоровья: когда раздвигался занавес, а актеры ходили по сцене, поднимающаяся с пола пыль летела прямо в рот работнику.
В XX веке театр перестал быть коммерческой организацией, стал режиссерским учреждением. Сократилось число премьер, актеры получили больше времени на репетиции. И востребованность профессии существенно снизилась.