Интересные факты о балете «Щелкунчик» и его авторе
Когда мы слышим блестящую, гениальную музыку П.И.Чайковского к балету «Щелкунчик», то даже представить невозможно, как сложно она создавалась и сколько в целом различных событий связано с появлением этой балетной постановки.
Творческие муки и несправедливая критика
Когда директор Императорских театров И.А. Всеволожский в 1890 году предложил композитору написать музыку к балету, тот с неохотой начал работу, постоянно ее откладывал.
В это время П. Чайковский переживал творческий кризис, впадал в отчаяние. Одной из основных причин душевных терзаний стала смерть любимой сестры Александры. Отголоски этой трагедии можно услышать во втором акте балета с печальной музыкой.
Композитор не укладывался в установленные сроки, обратился к И.А.Всеволожскому и попросил перенести постановку на 1892 года. В письмах автора заметно, как тяжело шел творческий процесс: «Главное отделаться от балета», «Вдруг окажется, что «Щелкунчик» - гадость».
18 декабря 1892 года в Мариинском театре состоялась премьера спектакля. Хореограф М. Петипа холодно отзывался о творении П.Чайковского, критиковал за сложную, эмоциональную партитуру. Композитор признавался, что балет тяжело смотрится из-за излишне роскошных костюмов.
Критика о музыке «Щелкунчика» отзывалась относительно благосклонно – все-таки авторитет композитора был велик. Но сомневались, подходит ли она для балета, отмечали трагизм, не свойственный для волшебной сказки. О самой постановке появилось немало разгромных статей, самые резкие подчеркивали: «скучнейшее и нелепое представление», «балет пригоден для балаганных представлений».
Опера «Иоланта», премьера которой состоялась в этот же день, была принята более доброжелательно.
Балет-легенда
Время все расставило по своим местам, балет «Щелкунчик» давно признан шедевром. Сейчас помнят мельчайшие детали премьеры спектакля:
- кульминация балета – «Вальс цветов». Так он стал называться в постановке Василия Вайнонена в 1934 году. На премьере его танцевали 24 артиста кордебалета и 8 балерин в золотых костюмах. Вальс тогда называли «золотым»
- непривычный для России инструмент челеста П.И.Чайковский выписал из Парижа. Звучание напоминало весеннюю капель
- было создано более 150 костюмов не только для людей, мышей, кукол. Костюмы шились для снежинок, цветов
- была заложена традиция приглашать в балетную постановку юных воспитанников театрального училища. После спектакля каждому из них П.Чайковский подарил по коробке конфет.
Самыми популярными постановками в России считаются балеты В.Вайнонена (1934 г.) и Ю.Григоровича (1964 г.). В премьере «Щелкунчика» В.Вайнонена участвовала Галина Уланова.
Авангард и классика
В 20 годы подлинная постановка Льва Иванова утрачивается. Николай Сергеев частично записал оригинальную хореографию, вывез ее в Великобританию. На лондонской сцене балет ставится в соответствии с задумками М.Петипа и Л.Иванова, елка украшалась винтажными игрушками 19 века.
В начале 20 века появляются своеобразные интерпретации балета. Впервые на сцене Большого театра хореограф А.Горский в 1919 году поставил спектакль, действие которого проходит на большом сервированном столе. Балет не пользовался особой популярностью, его показали 28 раз.
Р.Нуриев и М.Шемякин поставили «Щелкунчика» с несколько печальной, даже трагической атмосферой. Более популярны классические постановки, в России – Ю.Григоровича, В.Вайнонена, а также Г.Таранды при организации агентства «Арт-Партнер». За рубежом – Д.Баланчина, М.Барышникова.
Волшебная сказка о добре и зле является одной из самых любимых и узнаваемых в мире:
- В США существует около 150 версий «Щелкунчика». Накануне Рождества ставятся более ста спектаклей. Впервые за океаном балет увидели жители Сан-Франциско в 1944 году.
- Во многих странах балет приобрел национальные черты: в Канаде действие начинается с хоккея, в Чили включен бой на саблях, в Китае – причудливые декорации, в ЮАР действие переносится в пустыню.
- Осуществляется экранизация «Щелкунчика», начиная с середины прошлого века. Последние экранизации сняты в жанре фэнтези.
- Существует множество новаторских редакций классического балета: объединение с оперой, степ – хореография, мужские партии исполняют танцовщицы.
Распространена легенда – если на спектакле загадать желание, оно исполнится.